Регистрация
Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие
Лев Николаевич Толстой
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.olga-kurd.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Дневник .ru
Сейчас на сайте: 30

Тесты для родителей

Темперамент вашего ребёнка

 Индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребёнка предполагает обязательный учёт особенностей его темперамента. Знание этих особенностей поможет Вам, уважаемые родители, избежать многих ошибок при взаимодействии с сыном или дочерью, в том числе и при начале систематического обучения в школе.

Понятием «темперамент» учёные, педагоги и психологи обозначают индивидуальные особенности человека, которые определяются свойствами высшей нервной деятельности (ВНД) его  головного мозга. В зависимости от их различных сочетаний на свет появляются сангвиники, холерики, меланхолики или флегматики.

Необходимо помнить, что темперамент характеризует только врожденные особенности человека: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация. Вместе с тем тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий личности в окружающей среде, особенности познавательной деятельности.

Черты того или иного темперамента проявляются в поведении вашего чада в коллективе, а также в том, как он учится и играет, переживает и радуется. (Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания.)

Задача взрослых, которые занимаются подготовкой ребёнка к школе, – выявить тип темперамента дошкольника и наиболее полно использовать его потенциал, опираясь на его достоинства и сглаживать недостатки. При этом необходимо иметь в виду, что зачастую трудности обучения обусловлены не только особенностями сына или дочери, но и несовпадением типов темперамента обучающегося и обучаемого. Эта разница между родителями и учителями, с одной стороны, и детьми, с другой, может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема.

С помощью несложных тестов предлагаю Вам определить, к какому типу темперамента относится ваше чадо, а затем познакомится с особенностями и рекомендациями, которые оптимизируют его учебную деятельность и положительно скажутся на личности в целом.

Тест на определение темперамента у ребёнка

Начертите на листке горизонтальную ось и напишите у левого её конца «замкнутость», а у правого – «общительность», поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ваш сын или дочь, по вашему же мнению, на ней занимает (с учётом того, что у левого конца оси находятся действительно замкнутые дети, а у правого – очень открытые и общительные, а центр – это статистическая норма).

Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную. Напишите у нижнего её конца «эмоциональная стабильность», а у верхнего – «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую вашему представлению об эмоциях и душевном состоянии ребёнка (с учётом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые дети, а вверху – дети с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями).

Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, какой же тип темперамента преобладает у вашего ребёнка.

Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе, свидетельствует о меланхолическом темпераменте, её попадание в правый верхний сектор – о холерическом; если она оказалась в левом нижнем секторе, это говорит о флегматическом типе, а если очутилась в правом нижнем – о сангвиническом.

16-конечная звезда: Холерик

 

    
  
 
  
 

Изучение темперамента ребёнка с помощью наблюдения

Ниже описаны ситуации и возможные варианты поведения, реакции на них. Выберете те, которые являются наиболее характерными для вашего сына или дочери.

1. Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

А) легко включается в работу;

Б) активно действует;

В) действует спокойно, без лишних слов;

Г) робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребёнок на замечания родителей, взрослых?

А) говорит, что больше так не будет, но всё равно поступает так же;

Б) не слушает или поступает по-своему;

В) выслушивает молча;

Г) молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает с другими детьми в значимых для него ситуациях?

А) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

Б) быстро, со страстью, но не слушает;

В) медленно, спокойно, но уверенно;

Г) с большой неуверенностью.

4. Как ведёт себя в непривычной обстановке?

А) легко ориентируется в непривычной обстановке;

Б) активен, проявляет повышенную возбудимость;

В) спокойно рассматривает окружающее;

Г) робок, растерян.

Если Вы обнаружите, что в большинстве случаев для ребёнка характерны реакции типа А, то можно говорить о преобладании у него черт сангвиника, Б – холерика, В – флегматика, Г – меланхолика.

А вот как видит четыре типа темперамента известный бельгийский карикатурист Х. Бидструп. Конечно, представленные художником реакции утрированны, но очевидно, что им точно подмечены свойственная холерикам вспыльчивость, флегматикам – уравновешенность, меланхоликам – впечатлительность, а сангвиникам – жизнерадостность.

 

Сангвиник

Ребёнок – сангвиник легко приспосабливается к новым условиям жизни, общителен. Как правило, процесс адаптации к школьному режиму, коллективу, требованиям учителя протекает у него благополучно. Сангвиника легко увлечь новым делом, в том числе и работой по новым красочным тетрадям. Он быстро включается в деятельность, быстро отвечает на вопросы взрослого и реагирует на изменившиеся инструкции.

Нежелательна для ученика – сангвиника монотонная работа. А поскольку переключение с одного вида деятельности на другой происходит для него безболезненно, лучше разнообразить занятия с ним. В арсенале родителей, готовящих такого ребёнка к школе, должны быть интересные игры, головоломки, задания и упражнения. В перерывах между занятиями с сангвиником полезно поиграть в подвижные игры, использовать физминутки.

Сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная, однообразная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. Поэтому таких ребят необходимо контролировать и проверять. Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до логического завершения. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Холерик

Для ребёнка – холерика характерна большая жизненная энергия, чрезмерная подвижность и импульсивность. Главное - повернуть его бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы.

Холерики работают быстро, но небрежно, не замечают допущенных ошибок и неточностей. Они часто приступают к выполнению работы, не дослушав объяснение до конца. Эти черты поведения, закрепившись, могут стать серьёзным препятствием  для успешного обучения в школе.

Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов нервной системы юного холерика занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием.

Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану. Полезным оказывается приём, который ставит ребёнка в позицию обучающего: «Расскажи и покажи мне, как склеить дом» или «Научи меня строить мост, у тебя хорошо получается».

Поскольку для холерика любая деятельность, связанная с плавными, спокойными движениями в медленном темпе, является затруднительной, не следует требовать от него долгого сидения за прописями и безупречного написания элементов букв и цифр. Требования переписать (иногда не один раз) может вызвать у вспыльчивого холерика негативную реакцию: крик, слёзы, грубость.

В период подготовки к школе необходимо уделить особое внимание  социальному аспекту: объяснять и отрабатывать навыки взаимодействия с детьми и взрослыми. Ведь в школе им тяжелее всего будет научиться отвечать только по просьбе учителя, не ссориться с соседом по парте, соблюдать правила поведения на уроке и перемене.

Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.

Флегматик

Ребёнок – флегматик обычно спокоен, трудолюбив, работает добросовестно. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

 Взрослые, несовпадающие с ним по типу темперамента, часто возмущаются и переживают по поводу медлительности малыша, стараются во что бы то ни стало увеличить темп его деятельности. Но постоянные просьбы, замечания и указания делать что-либо быстрее только усугубляют положение: временные ограничения (выполнить всё за 5 минут, например) выбивают флегматика из колеи, снижая его работоспособность. Нельзя требовать от таких ребят мгновенного ответа на поставленный вопрос взрослого, им необходимо больше времени для обдумывания, чем другим детям.

Ребёнок – флегматик теряется в новой обстановке, поэтому процесс привыкания к новым  условиям, школьному окружению занимает у него больше времени, чем у представителей других типов темперамента. Постарайтесь на первых порах не ждать от флегматика успехов, так как главное для него – физиологическая и социальная адаптация. В противном случае ребёнок может замкнуться в себе, что приведёт к тому, что он не проявит себя в полной мере и будет испытывать трудности в обучении и общении.

Ещё до поступления в школу расскажите своему сыну или дочери о принятых в ней правилах поведения, о том чего от него ждут окружающие. Полезно организовать неоднократные экскурсии по зданию учебного заведения, показать его «стратегически важные» места.

При подготовке флегматика к систематическому обучению, а также в дальнейшем используйте приёмы опережающего воздействия, то есть заблаговременно напоминайте ребёнку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков выполнения работы, о предстоящей деятельности. Такие указания помогают ему вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело.

Пытаясь убедить в чём-либо ребят с этим типом темперамента, лучше всего оперировать фактами, конкретными доводами; эмоциональное воздействие вряд ли поможет вам добиться от них согласия выполнять то или иное дело.

Меланхолик

Меланхолики – ранимые, часто неуверенные в себе и очень обидчивые персоны. Однако их повышенная эмоциональная чувствительность и способность реагировать на незначительные эмоциональные раздражители помогают добиваться успехов в музыке, живописи, литературе, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.

В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости дети описываемого типа темперамента теряются, проявляют скованность, их активность затормаживается. Учитывая эти данные, постарайтесь, чтобы первый учитель вашего ребёнка - меланхолика отдавал предпочтение мягкому, спокойному, доброжелательному стилю взаимодействия.

Ученики – меланхолики теряются при выполнении контрольных, проверочных заданий, менее работоспособны, быстро устают, излишне эмоционально реагируют на трудности. Однако они более аккуратно выполняют порученную им работу, легче переносят монотонную деятельность, характерную для начальной стадии обучения, с удовольствием повторяют уже знакомые действия. Чтобы повысить их эффективность, необходимо компенсировать быструю утомляемость перерывами в работе и разумной организацией учёбы, выполнения домашних заданий. Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок – меланхолик не испытывал эмоциональных перегрузок. Занимающемуся с ним взрослому противопоказано «заражать» такого ученика сильными эмоциями, которые сделают практически невозможным усвоение учебного материала.

Если необходимо отметить недостатки работы или нежелательное поведение меланхолика, лучше сделать это в отсутствии свидетелей. Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

 

 

 

Документы (всего: 3)
Документы (всего: 3)